дева

дева

В. Н. Топоров, Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом

В. Н. Топоров Исследования по структуре текста. М., 1987, с. 121-132 В историческом ряду город возник хватит поздно, столь 10 000 лет тому назад, и, разумеется, он был отчаянно не похож на то, что стало связываться с этим понятием запоздалее. Поэтому во многих отношениях целесообразнее болтать о «предгороде», по крайней мере применительно к неолитическому фазису, когда это явление возникло. Но в настоящем случае важнее, чем конкретная конфигурация «города», сама его и д е я, а она и в первых городских поселениях, в «предгороде» хватает очевидна. В мифопоэтической и провиденциальной перспективе город возникает, когда человек был изгнан из рая и наступили плохие времена: человек очутился предоставленным самому себе и отныне заботиться о себе должен был он сам. Смысл этого ответственного переломного момента в истории человечества — суверенно от того, схватывается он в связи с историческими дли мифопоэтическим около, — можно передать заглавием книги 28 . С появлением города человек вступил в новоиспеченный способ существования, кой, исходя из старых зрелищ и мерок, не мог не казаться парадоксальным и фантастическим: выживание и, более того, перспектива пути к максимальному благу, к обретению нового рая, заменой какого в «нерайских» обстоятельствах и был город, отныне были связаны с незащищенностью, неуверенностью, падшестью, в знатном резоне — богооставленностью и, наконец, с трудом — страданием. И тем не менее человек как «острие стрелы эволюции» связал себя собственно с городом, потому что в феномене города он нашел для себя наиболее адекватную конфигурацию существования, хотя и связанную с огромным риском 29 . 28 См.: Childe G. Man makes himself. L., 1939. 29 Ср. статью автора этих строк: Vilnius, Wilno,  город и миф. — В кн.: Балто-славянские этноязыковые контакты. М., 1980, 3—8 и др. И сознанию вчерашних скотоводов и хлеборобов предносится два образа города, два полюса мыслимого развития этой идеи — город проклятый, падший и растленный, город над пучиной и город-бездна, ожидающий небесных кар, и город преображенный и прославленный, новоиспеченный град, спустившийся с неба,. на землю. Образ первого из них — Вавилон, второго — Небесный 30 . И описания этих городов совершенно противоположны, алкая и равновелико речисты. горестей. . . За то в один-одинешенек подевай пришагают на нее казни, крышка и вой и голод,- и будет сожжена огнем. . . И восплачут и возрыдают о ней цари дольние, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее. Стоя издали от ужаса мучений ее и говоря: горечь, горе тебе, великий город Вавилон, город сердитый! ибо в один-одинешенек час очувствовался суд твой. . . Ибо в один-одинешенек час погибло такое обилие. . . И зря дым от пожара ее, возопили, болтая, какой город подобен городу великому! ..В. Н. Топоров, Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом. И один-одинешенек могучий Ангел взял камень, подобный знатному жернову, и поверг в море, говоря: с этаким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса исполняющих на гуслях и распевающих, и исполняющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе. И свет светильника уже не возьмется в тебе, и голоса суженый-ряженого и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо негоцианты твои были вельможи земли, и волшебством твоим заведены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр. гл. XVII—XVIII). 30 Ср. и прочее противопоставление: Иерусалим (земной) — Небесный Иерусалим. О мерзостях первого и ожидающих его карах устойчиво говорят пророки. Ср.: «И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шака- лов. . .» (Иер., 9, 11); «Так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима» (13, 9); «Видел я прелюбодейство твое и сумасшедшие похотения твои, твои непотребства и твои мерзости. . . Горе тебе, Иерусалим! Ты и после сего не очистишься. Доколе же?» (13, 27); «вы видали все бедствие, какое я навел на Иерусалим. . .» (44, 2); пунктуально дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и обитателей Иерусалима» (Иезек. 15, 6); «Сын человечий? выскажи Иерусалиму мерзость его» (16, 2), «Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным. . . На подоле у него была нечистота. . . Иерусалим сделался мерзостью среди них. . .» (Плач Иер. 1, 8—9, 17) и др.  — Вавилон был осужден и покаран за свои грехи, и первостепенным из них было то, что он извратил и загубил от начатки связывавшиеся с ним возможности. Город, стоящий в фокусе земли, где проходит , предуготованный для Bab-ili , не оправдал себя и навеки погиб. Но еще важнее свидетельство о товарищем городе, где человек не исключительно освобождается от стесненной подневольности от природы, от домовитых печалей и злобы дня, однако и обретает новоиспеченный Рай, где, пунктуально и в изначальном, он может вести беседы с нисходящим сюда Богом и, более того, где — в отличие от старого Рая — пребывает отныне Богочеловек. Ср.: «И усмотрел я свежеиспеченное твердь и новую землю, ибо прежнее твердь и старая земля миновали, и моря уже нету. И я, Иоанн, усмотрел святый город Иерусалим, новоиспеченный, сходящий от Бога с неба, приготовленный пунктуально суженая-ряженая, украшенная для мужика своего. И услышал я громовой голос с неба, говорящий: се скиния Бога с людами, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни рыдая, ни вопля, ни хвори уже не будет; ибо прежнее отошло. И провещал Сидящий на престоле: се, творю все свежеиспеченное. . . совершилось! Я есмь Альфа и Омега, почин и конец; жаждущему дам талантом от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будем Мне сыном. . . пойди, я покажу тебе благоверную, суженую Агнца. великий город, святый Иерусалим, кой нисходил с неба от Бога. [далее вытекает описание града. — В. Т.} . . .Ворота его не будут закрываться днем, а ночи там не будет 31 . И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а исключительно те, кои написаны у Агнца в книге жизни. И показал мне безупречную реку воды жизни. . . 31 вратам Вавилона, города «Врат Бога». Ср. также: «Блаженны те, которые придерживаются заповеди Его, чтоб владеть им лево на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 14). Среди улицы его, по ту и по другую сторонку реки, древо жизни... 32 И ничего уже не будет проклятого, по престол Бога и Агнца будет в нем. . . И узрят рыле Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут владеть нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их.. .»(Откр.,гл.ХХ1—ХХП). 33 образуют рамки и сообща с тем самую суть того контекста, в пределах какого выделяется текст города-девы и города-блудницы, о коем говорится дальше. Разумеется, суть и «исторический» контекст — прежде итого ветхозаветные тексты (и особенно Книга Исайи) и дальше прочие «тексты города» в более ранней ближневосточной традиции. Ни те, ни прочие в этой заметке рассматриваться не будут, алкая то, что будет говориться тут, вечно может и надлежит быть соотносимо с этим более архаичным фоном. Точно столь же придется до поры сузить и сам ветхо- и новозаветный текст города, отсекая прочие варианты (например, город — скорбящая матушка, «мать всех нас», матушка пунктуально персонификация Иерусалима ср. IV книжку Эзры город, некогда многолюдный! он стал, пунктуально вдова». Плач Иер. 1,1 и др.). Наконец, не будет особенно анализироваться мотив. города-девы, подвергнувшейся силу, поскольку это увело бы нас в сторону от основной линии, навряд ли присовокупив что-либо существенное к тому, что может быть выведено из совместного рассмотрения текста города-девы, и города-блудницы. Выделение же этого цельного текста (или двух «подтекстов» единой в своих истоках идеи), помимо приводимых дальше соображений по этому поводу,- обусловлено и мотивом двойного связи к жизни — в одном случае благодатного союза, когда сам город пунктуально суженая-ряженая дожидается Небесного Жениха, в другом — отсутствия, невозможности союза («и голоса суженый-ряженого и невесты не будет уже слышно в тебе») пли извращения самой его идеи (для блудницы никто не суженый и все - суженые на час).       Образ города, сравниваемого или отождествляемого с дамскими персонажем, в исторической и мифологической перспективе мыслит собой частный, специализированный вариант (обусловленный хватает определенными условиями) более повального и архаичного образа М а т е р и- 3 е м л и  как женской ипостаси Первочеловека фрукта ведийского Пуруши, что предполагает (по меньшей мере) жесткую связь дамского детородного начатки с пространством, в котором все, что наворачивать, понимается пунктуально порождение (дети, потомство) этого женского начатки. И. Г. Франк-Каменецкому глядит заслуга 32 ) могло выступать и пунктуально обозначение Христа, отвечающее шумер, ( ĝiš.zi.da. Oberhuber K. Ein zentrales Problem der altmesopotsmischen Religionsgeschichte. - In: Studies in Greek, Latin and Indo-European linguistics offered to L.R. Palmer. Innsbruck , 1976, р. 272. 33 «Создали две любви, два града: град дольный — приверженность к себе до презрения (S. Augustinus. De Civitate Dei, XIV, 28) . 34 . В частности, особое внимание уделено метафорической связи образов дамочки и города и неодинаковым стадиальным оформлениям цельной в своей основе мифологической концепции союза Неба и Земли и отвечающих божественных персонажей. В связи с этим особое значение приобретает и языковое оборот этой идеи, ср.: др.-греч. 'метрополия', однако и (родоначальница, основательница, матушка, родина'; 'главный, город, столица', букв. мать-город'; ср. русоволос. матка пунктуально обозначение родимого места, матица , лат. и т. п. разборе евангельского мотива въезда в Иерусалим на ишаке, проведенном О. М. Фрейденберг 35 . Но в ее работе при обилии проницательных деталей коренной заинтересованность возлежит в теме суженый-ряженого и даже ишака, на коем въезжает в город жених-царь. (или микротекстов), в коих присутствует образ города-девы или города-блудницы и за какими стоит найденный мифопоэтический смысл, символ, во-первых, и выявить основания для сопоставления-отождествления города и девы или блудницы,. во-вторых. Действительно, в ряде традиций, прежде итого древних ближневосточных, известны тексты, где город рассматривается как дева. Ср., скажем, в обращении к Иерусалиму: «Скажите : се, Царь твой грядет к тебе незлобный. . .» Мф. 21,5 (ср. Ио, 12, 15) в соответствии с подобными образами ветхозаветной литературы: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: сей, Царь твой грядет к тебе. . .» (Захар. 9, 9) или: «Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой. . .» (Исайя, 62, 11 и т. п.; ср.: «Так вещает Господь Бог дщери Иерусалима. . .» Иезек 16,3 и др.), или: «... с чем сравнять тебя, дщерь Иерусалима? чему подобить тебя, чтоб утешить тебя, дева, дщерь Сиона?» (Плач Иер. 2, 13) и др. Наконец, неоднократно встречаются места, где Иерусалим, дщерь Сион, выступает как суженая-ряженая, ожидающая суженый-ряженого (Господа, Спасителя). Ср.: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не угомонюсь, доколе не взойдет, пунктуально свет, истина его, и спасение его — пунктуально горячий светильник. . . Не будут уже кликать тебя «оставленным» [собств. — «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более кликать «пустынею», но будут кликать тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с д е в о ю, столь сочетаются с тобою сыновья Твои; и как суженый торжествует о н е в е с т е, столь будет торжествовать о тебе Бог твой» (Исайя, 62, 1, 4—5); 34 См.: Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-город в библейской эсхатологии. — В кн.: Сергею Федоровичу Ольденбургу: К пятидесятилетию научно-общественной деятельности. 1882—1932: Сборник статей. Л., 1934, 535—548. Ср.: Он же. Отголоски зрелищ о матери-земле в библейской версификации. — В кн.: Язык и литература, т. 8, 1932, 121—136. 35  См.: — В кн.: Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978, 491—531. 3 5  Букв. — Сион, ср.: 125. — «И я, Иоанн, усмотрел святый город Иерусалим. . ., приготовленный пунктуально суженая-ряженая, украшенная для мужа своего. . .» (Откр. 21, 2); — «пойди, я покажу тебе благоверную, суженую Агнца. . . и показал мне великий город святый Иерусалим. . .» (Откр. 21, 9—10). Существенно, что столица и/или страна (напр., Израиль) стандартно обозначаются как   bat 'дочь, дева; женщина' (в Р .), хотя, пунктуально указывалось ранее, говор шагает скорее о матери. Не менее характерно, что девой зовут не только столицы еврейских царств Иерусалим и Самарию, однако и столицы (чаще всего, алкая часом и сторонки в целом) чужих царств — дочь (дева) Тира, Сидона, Вавилона и т. п. Но эти же города (особенно Вавилон, Ниневия), пунктуально и Иерусалим (Иудея), могут связываться с образом блудницы. И образцы этого рода хватает бессчетны и показательны. Ср. в фрагменте точная столица, исполненная правосудия!» (Исайя 1, 21) или: «. . .были две дамочки, дочери одной матери. И блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там помяли груди их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: великий — Огола, а сестра ее — Оголива. И были они Моими и раждали сыновей и дочерей; и именовались — Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом» (Иезек. 23, 2—4); или в описаниях падения Иерусалима: «Но ты понадеялась на красу свою . . .стала б л у д и т ь и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отзываясь ему. . . Посему выслушай, блудница, слово Господне!» (Иезек. 16, 15—35); или — применительно к Израилю: «. . .видел ли ты, что ладила отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую писклявую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодеиствовала. ..» (Иерем. 3, 6, ср. также 3, 3, 7-9; 4,30 и др.); - "И детей ее не помилую, потому что они ребятня блуда. Ибо блудодействовала мать их. . .» (Осия 2, 4—5 и сл.); или — применительно к Вавилону: «. . .я покажу тебе суд над великою блудницею...И на челе ее написано имя: секрет, Вавилон великий, матушка блудницами мерзостям подсолнечным. . . И вещает мне: воды, которые ты зрел, где сидит блудница, суть народ и народы, и племена и стили. . . сии возненавидят блудницу, и разорят ее. . .» (Откр., гл. XVII) и др.       В текстах этого рода город-дева (соотв. — блудница) не прямо-таки сравнение и даже не уподобление и персонификация: собственно, город и нав


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Hosted by uCoz