В. Н. Топоров
Исследования по структуре текста. М., 1987, с. 121-132
В историческом ряду город возник хватит поздно, столь 10 000 лет
тому назад, и, разумеется, он был отчаянно не похож на то, что стало
связываться с этим понятием запоздалее. Поэтому во многих отношениях
целесообразнее болтать о «предгороде», по крайней мере применительно к
неолитическому фазису, когда это явление возникло. Но в настоящем случае
важнее, чем конкретная конфигурация «города», сама его и д е я, а она и в первых
городских поселениях, в «предгороде» хватает очевидна. В мифопоэтической
и провиденциальной
перспективе город возникает, когда человек был изгнан из рая и наступили
плохие времена: человек очутился предоставленным самому себе и отныне
заботиться о себе должен был он сам. Смысл этого ответственного переломного
момента в истории человечества — суверенно от того, схватывается он в связи с
историческими дли мифопоэтическим около, — можно передать заглавием книги
28 .
С появлением города человек
вступил в новоиспеченный способ
существования, кой, исходя из старых зрелищ и мерок, не мог не
казаться парадоксальным
и фантастическим:
выживание и, более того, перспектива пути к максимальному благу, к обретению
нового рая, заменой какого в «нерайских» обстоятельствах и был город, отныне были
связаны с незащищенностью, неуверенностью, падшестью, в знатном резоне —
богооставленностью и, наконец, с трудом — страданием. И тем не менее человек
как «острие стрелы эволюции» связал себя собственно с городом, потому что в
феномене города он нашел для себя наиболее адекватную конфигурацию существования,
хотя и связанную с огромным риском
29 .
28 См.:
Childe G. Man makes himself. L.,
1939.
29 Ср. статью автора этих строк:
Vilnius, Wilno,
город и миф. —
В кн.: Балто-славянские этноязыковые контакты. М., 1980, 3—8 и др.
И сознанию
вчерашних скотоводов и хлеборобов предносится два образа города, два
полюса мыслимого развития этой
идеи — город
проклятый, падший и растленный, город над
пучиной и город-бездна, ожидающий небесных кар, и город преображенный и
прославленный, новоиспеченный град, спустившийся с неба,.
на землю. Образ первого из них — Вавилон, второго — Небесный
30 . И описания этих городов совершенно
противоположны, алкая и равновелико речисты.
горестей. . .
За то в один-одинешенек подевай пришагают на нее
казни, крышка и вой и голод,-
и будет сожжена
огнем. . . И восплачут и возрыдают о ней цари
дольние, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда
увидят дым от пожара ее. Стоя издали от ужаса мучений ее и говоря: горечь,
горе тебе, великий город Вавилон, город сердитый!
ибо в один-одинешенек час очувствовался суд твой. . . Ибо в один-одинешенек час погибло такое
обилие. . . И зря дым от пожара ее, возопили, болтая, какой
город подобен городу великому! ... И один-одинешенек могучий Ангел взял
камень, подобный знатному жернову, и поверг в море, говоря:
с этаким стремлением повержен будет Вавилон, великий город,
и уже не будет его. И голоса исполняющих на гуслях и распевающих,
и исполняющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно
будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума
от жерновов не слышно уже будет в тебе. И свет светильника уже не возьмется в
тебе, и голоса суженый-ряженого и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо негоцианты твои
были вельможи земли, и волшебством твоим заведены в заблуждение все народы. И
в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр. гл. XVII—XVIII).
30 Ср. и прочее противопоставление: Иерусалим (земной) — Небесный
Иерусалим. О мерзостях первого и ожидающих его карах устойчиво говорят
пророки. Ср.: «И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шака-
лов. . .» (Иер., 9, 11); «Так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость
Иерусалима» (13, 9); «Видел я прелюбодейство твое и сумасшедшие похотения
твои, твои непотребства и твои мерзости. . . Горе тебе, Иерусалим! Ты и
после сего не очистишься. Доколе же?» (13, 27); «вы видали все бедствие,
какое я навел на Иерусалим. . .» (44, 2); пунктуально дерево виноградной лозы между
деревами лесными Я отдал огню на съедение, так
отдам ему и обитателей Иерусалима» (Иезек. 15, 6); «Сын человечий? выскажи
Иерусалиму мерзость его» (16, 2), «Тяжко согрешил Иерусалим, за то и
сделался отвратительным. . . На подоле у него была нечистота. . . Иерусалим
сделался мерзостью среди них. . .» (Плач Иер. 1, 8—9, 17) и др.
— Вавилон был осужден и покаран за свои грехи, и первостепенным из них было то,
что он извратил и загубил от начатки связывавшиеся с ним возможности. Город,
стоящий
в фокусе земли, где проходит
, предуготованный для
Bab-ili , не
оправдал себя и навеки погиб.
Но еще важнее
свидетельство о товарищем городе, где человек не
исключительно освобождается от стесненной подневольности от природы, от
домовитых печалей и злобы дня, однако и обретает новоиспеченный Рай, где,
пунктуально и в изначальном, он может вести беседы с нисходящим сюда
Богом и, более того, где — в отличие от старого Рая — пребывает
отныне Богочеловек. Ср.: «И усмотрел я свежеиспеченное твердь и новую
землю, ибо прежнее твердь и старая земля миновали, и моря уже
нету. И я, Иоанн, усмотрел святый город Иерусалим, новоиспеченный, сходящий от
Бога с неба, приготовленный пунктуально суженая-ряженая, украшенная для
мужика своего. И услышал я громовой голос с неба, говорящий: се
скиния Бога с людами, и Он будет обитать с ними; они будут
Его народом, и Сам Бог будет с ними Богом их. И отрет Бог всякую
слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни рыдая, ни вопля,
ни хвори уже не будет; ибо прежнее отошло. И провещал Сидящий
на престоле: се, творю все свежеиспеченное. . . совершилось! Я есмь Альфа
и Омега, почин и конец; жаждущему дам талантом от источника
воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он
будем Мне сыном. . . пойди, я покажу тебе благоверную, суженую Агнца.
великий город, святый Иерусалим, кой нисходил с неба от
Бога. [далее вытекает описание града. — В. Т.} . . .Ворота его не
будут закрываться днем, а ночи там не будет
31 . И
принесут в него
славу и честь народов. И не войдет
в него ничто нечистое, и никто
преданный мерзости
и лжи, а исключительно те, кои написаны
у Агнца в
книге жизни. И показал мне безупречную реку воды жизни. . .
31 вратам Вавилона, города «Врат Бога». Ср. также: «Блаженны те, которые
придерживаются заповеди Его, чтоб владеть им лево на древо жизни и войти
в город воротами» (Откр. 22, 14).
Среди улицы его, по ту и по другую сторонку реки, древо жизни...
32 И ничего уже не будет проклятого, по престол Бога и Агнца будет в
нем. . . И узрят рыле Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там,
и не будут владеть нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь
Бог освещает их.. .»(Откр.,гл.ХХ1—ХХП).
33 образуют рамки и сообща с тем самую
суть того контекста, в пределах какого выделяется текст города-девы и
города-блудницы, о коем говорится дальше. Разумеется, суть и
«исторический» контекст — прежде итого ветхозаветные тексты (и особенно
Книга Исайи) и дальше прочие «тексты города» в более ранней ближневосточной
традиции. Ни те, ни прочие в этой заметке рассматриваться не будут, алкая то,
что будет говориться тут, вечно может и надлежит быть соотносимо с этим
более архаичным фоном. Точно столь же придется до поры сузить и сам ветхо- и
новозаветный текст города, отсекая прочие варианты (например, город —
скорбящая матушка, «мать всех нас», матушка пунктуально персонификация Иерусалима
ср. IV книжку Эзры
город, некогда многолюдный! он стал, пунктуально вдова». Плач Иер.
1,1 и др.). Наконец, не будет особенно анализироваться мотив.
города-девы, подвергнувшейся силу, поскольку это увело бы нас в сторону
от основной линии, навряд ли присовокупив что-либо существенное к тому, что может
быть выведено из совместного рассмотрения текста города-девы, и
города-блудницы. Выделение же этого цельного текста (или двух «подтекстов»
единой в своих истоках идеи), помимо приводимых дальше соображений по этому
поводу,- обусловлено и мотивом двойного связи к жизни — в одном случае
благодатного союза, когда сам город пунктуально суженая-ряженая дожидается Небесного Жениха, в
другом — отсутствия, невозможности союза («и голоса суженый-ряженого и невесты не
будет уже слышно в тебе») пли извращения самой его идеи (для блудницы никто
не суженый и все - суженые на час).
Образ города, сравниваемого или отождествляемого с дамскими персонажем, в
исторической и мифологической перспективе мыслит собой частный,
специализированный вариант (обусловленный хватает определенными
условиями) более повального и архаичного образа М а т е р и- 3 е м л и как
женской ипостаси Первочеловека фрукта ведийского Пуруши, что предполагает (по
меньшей мере) жесткую связь дамского детородного начатки с пространством, в
котором все, что наворачивать, понимается пунктуально порождение (дети, потомство) этого
женского начатки. И. Г. Франк-Каменецкому глядит заслуга
32 )
могло выступать и пунктуально обозначение Христа,
отвечающее шумер, (
ĝiš.zi.da.
Oberhuber K. Ein zentrales Problem der altmesopotsmischen
Religionsgeschichte. - In: Studies in Greek, Latin and Indo-European
linguistics offered to L.R. Palmer. Innsbruck
, 1976, р. 272.
33 «Создали две любви, два града: град дольный — приверженность к себе до
презрения
(S. Augustinus. De Civitate Dei,
XIV, 28)
.
34 .
В частности, особое внимание
уделено
метафорической связи образов дамочки и города и неодинаковым стадиальным
оформлениям цельной в своей основе мифологической концепции союза Неба и
Земли и отвечающих божественных персонажей. В связи с этим особое
значение приобретает и
языковое оборот этой
идеи, ср.: др.-греч.
'метрополия', однако и (родоначальница,
основательница, матушка, родина';
'главный, город,
столица', букв.
мать-город'; ср. русоволос.
матка пунктуально обозначение родимого места,
матица , лат.
и т. п.
разборе евангельского мотива въезда в Иерусалим на ишаке, проведенном
О. М. Фрейденберг
35 . Но в ее работе при обилии
проницательных деталей коренной заинтересованность возлежит в теме суженый-ряженого и даже
ишака, на коем въезжает в город жених-царь.
(или микротекстов), в коих присутствует образ города-девы
или города-блудницы и за какими стоит найденный мифопоэтический
смысл, символ, во-первых, и выявить основания для
сопоставления-отождествления города и девы или блудницы,.
во-вторых.
Действительно, в ряде традиций, прежде итого древних ближневосточных,
известны тексты, где город рассматривается как
дева. Ср., скажем, в обращении к Иерусалиму: «Скажите
: се,
Царь твой грядет к тебе незлобный. . .»
Мф. 21,5
(ср. Ио, 12, 15) в соответствии с подобными образами
ветхозаветной литературы: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй,
дщерь Иерусалима: сей, Царь твой грядет к тебе. . .»
(Захар. 9, 9) или: «Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель
твой. . .» (Исайя, 62, 11 и т. п.; ср.: «Так вещает Господь Бог
дщери
Иерусалима. . .» Иезек 16,3 и др.), или:
«... с чем сравнять тебя,
дщерь Иерусалима? чему подобить тебя, чтоб утешить тебя, дева,
дщерь
Сиона?» (Плач Иер. 2, 13) и др. Наконец, неоднократно
встречаются места, где Иерусалим, дщерь Сион, выступает как
суженая-ряженая, ожидающая суженый-ряженого (Господа, Спасителя). Ср.:
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не угомонюсь, доколе не
взойдет, пунктуально свет, истина его, и спасение его — пунктуально горячий светильник. . .
Не будут уже кликать тебя «оставленным»
[собств.
— «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более кликать «пустынею»,
но будут кликать тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею»,
ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается
с д е в о ю, столь сочетаются с тобою сыновья Твои; и как
суженый торжествует о н е в е с т е, столь будет торжествовать о тебе Бог
твой» (Исайя, 62, 1, 4—5);
34 См.: Франк-Каменецкий И. Г. Женщина-город в библейской
эсхатологии. — В кн.: Сергею Федоровичу Ольденбургу: К пятидесятилетию
научно-общественной деятельности. 1882—1932: Сборник статей. Л., 1934,
535—548. Ср.: Он же. Отголоски зрелищ о матери-земле в библейской
версификации. — В кн.: Язык и литература, т. 8, 1932, 121—136.
35 См.:
— В кн.: Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.,
1978, 491—531.
3 5 Букв. — Сион, ср.:
125.
— «И я, Иоанн, усмотрел святый город
Иерусалим. . .,
приготовленный пунктуально суженая-ряженая, украшенная
для мужа
своего. . .» (Откр. 21, 2); — «пойди, я покажу тебе
благоверную, суженую Агнца. . . и показал мне великий город
святый Иерусалим. . .» (Откр. 21, 9—10).
Существенно, что столица и/или
страна (напр., Израиль) стандартно обозначаются как
bat 'дочь, дева; женщина' (в Р
.),
хотя, пунктуально указывалось ранее, говор шагает скорее
о
матери. Не менее характерно, что девой зовут не только
столицы еврейских царств Иерусалим и Самарию, однако и столицы (чаще
всего, алкая часом и сторонки в целом) чужих царств — дочь (дева) Тира, Сидона, Вавилона и т. п. Но эти же
города
(особенно Вавилон, Ниневия), пунктуально и Иерусалим (Иудея),
могут связываться с образом блудницы. И образцы этого
рода хватает бессчетны и показательны. Ср. в фрагменте
точная столица, исполненная правосудия!» (Исайя 1, 21)
или: «. . .были две дамочки, дочери одной матери. И блудили они в
Египте, блудили в своей молодости; там помяли груди их, и там растлили
девственные сосцы их. Имена им: великий — Огола, а сестра ее — Оголива. И
были они Моими и раждали сыновей и дочерей; и именовались — Огола Самариею,
а Оголива Иерусалимом» (Иезек. 23, 2—4); или в описаниях падения Иерусалима:
«Но ты понадеялась на красу свою . . .стала б л у д и т ь и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отзываясь ему. . . Посему
выслушай, блудница, слово Господне!» (Иезек. 16, 15—35); или — применительно
к Израилю: «. . .видел ли ты, что ладила отступница, дочь Израиля? Она
ходила на всякую писклявую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодеиствовала. ..» (Иерем. 3, 6, ср. также 3, 3, 7-9; 4,30 и др.); - "И
детей ее не помилую, потому что они ребятня блуда. Ибо блудодействовала мать
их. . .» (Осия 2, 4—5 и сл.); или — применительно к Вавилону: «. . .я покажу
тебе суд над великою блудницею...И на челе ее написано имя: секрет, Вавилон
великий, матушка блудницами мерзостям подсолнечным. . . И вещает мне: воды, которые
ты зрел, где сидит блудница, суть народ и народы, и племена и стили. . . сии
возненавидят блудницу, и разорят ее. . .» (Откр., гл. XVII) и др.
В текстах этого рода город-дева (соотв. — блудница) не прямо-таки сравнение и
даже не уподобление и персонификация: собственно, город и нав