Полнее итого метафизика Богородицы изложена в исихастской традиции,
коя собственно в ней видает главную фигуру и основной символ христианской инициации и душевной реализации . Эта доктрина четко представлена у святого Григория Паламы.
Согласно Паламе и православному святоотеческому преданию, Дева Мария
воплощает в себе
полным-полно чистоты, вероятной в рамках Творения
.
Она - есть
архетип Совершенного Человека . Иногда метафизическое
качество чистоты символизируется ее необычайной, несравненной красивостью.
В Деве Марии провиденциально от века сходится
все славнейшее в Творении,
все, не затронутое деградацией и упадком
. В ней эсхатологически
воспроизводится райская натура, предшествующая грехопадению. Она
смотрит логике закона, однако в его наиболее эссенциальном, райском
качестве; она уминать очищенная субстанция Творения, материя,
Мать
Мира в ее первозданном качестве . С метафизической точки зрения,
можно выговорить, что
Дева Мария уминать существо Вселенной , ее архетип,
ее загадочное семя. Причем, исихасты настаивали на том, что
таковой
она была изначально, еще до благовещения и избрания, что таковой она
была вечно от основы мира
. В кое-каком резоне человечья личность
Богородицы всецело растворяется в ее архетипическом универсальном
измерении, где она целиком отождествляется с вселенской и человечьей
натурой словно таковой в ее наиболее рослом "богоподобном" аспекте.
Очень существенно подчеркнуть, что в православном эзотеризме
собственно Дева
Мария слывет архетипом Совершенного Человека , вопреки Генону,
кой почитал, в соответствии с исламскими эзотерическими доктринами,
архетипом Совершенного Человека Христа. "Совершенный Человек" - это
инициатический термин, означающий
полноту реализации всех эзотерических
возможностей в рамках трех миров Творения (Проявления) и на деле свершившийся
перенос бытия раздельного существа с космической провинции в недвиж/имый
фокус всех штук . Совершенный Человек - это
ось, вкруг коей
обращаются три оказанных мира: телесный, душевный и духовный
.
Генон в книжке "Царь Мира" подчеркивает, что в евангельской традиции
эти три аспекта Совершенного Человека символически запечатлены в "поклонении
волхвов", три подношения коих младенцу Иисусу он сопоставляет с
тремя уровнями Совершенного Человека. Золото символизирует "полюс"
физического мира (это золото можно наречь "алхимическим золотом"
или "философским камнем"); смирна, миро - "полюс" душевной реальности
(намек на миропомазание монарха); а ливан, ладан -"полюс" душевной
небесной сферы (подчеркивающий жреческую, священническую функцию).
(1)
Важно отметить любопытный параллелизм между "тремя волхвами", опамятовавшимися
поклониться младенцу Иисусу, и "тремя мироносицами", отправившимися
к гробу Христа после распятия. Этот параллелизм акцентирован в православном
предании, что отпечатлелось в пасхальных текстах Цветной Триоди. (2)
Причем существенно отметить, что, если волхвы были персонажами мужского
пустотела, то мироносицы -женского; кроме того подчеркивается, что среди
них была Мария Магдалена и "другая" Мария (имеется в виду сама Богородица).
Так что мы вправе проложить аналогию между Райским Адамом, Совершенным
Человеком основы цикла, три аспекта коего символизируют собой волхвы
и их таланты, и
аналогичной миссией Жены, Девы в капуте цикла, коя
по дуальной симметрии становится Совершенным Человеком в эсхатологический
период
. С иной сторонки, св. Григорий Палама настаивает на том,
что первой о Воскресении Господа признала сама Богородица, коя заявилась
к гробу Господню одна. На инициатическом уровне эти два сценария не
противоречат приятель товарищу, однако лишь
акцентируют тройственное совершенство
Девы Марии в трех тварных мирах, ее центральную, царскую функцию в
взаимоотношении к реальности
(3)...
Огромным инициатическим значением обладает для исихастов праздник Введения Богородицы во святилище. Этот сюжет, повествующий о вступлении Девы Марии во младенчестве во Храм и ее непрерывном (4) пребывании в Святая Святых, т.е. в алтарной части,
недвусмысленно подчеркивает метафизическое адекватность Богородицы с самой Святая Святых, со Скинией Завета, с Центром Мира, с Престолом Господним
. Палама однозначно утверждает, что
Ветхозаветная Скиния (центр всей метафизической традиции иудеев) была предначертательным образом Девы Марии , и вступление Богородицы во Храм приперло буквальным исполнением итого Завета: символ сочетался с тем, что он символизировал.
Палама подчеркивает, что пребывание Девы Марии в младенчестве в Святая Святых проходило
в окончательном молчании, покое и умозрении
.
Все эти моменты обладают огромное инициатическое значение:
1) Младенчество Богородицы символизирует изначальное, безупречное, архетепическое, райское состояние
2) ее пребывание в Святая Святых означает отождествление с Центром Мира, с осью Вселенной
3) ее молчание указывает на реализацию трансцендентных принципиальных уровней, предшествующих всякой актуализации, настолько как
"молчание", "тишина" в эзотерической перспективе смотрят к самой божественной нетварной реальности, предшествующей Творению, словно "тишина" предшествует "звуку"
.
Это три определения состояния Совершенного Человека, стоящего на центральном месте Вселенной, в неподвижности, в незатронутости наружным ходом штук, в пухлой душевной сосредоточенности на том, что валяется по ту палестину, пискливее тончайших небесных регионов Вселенной, в нетварной реальности незапятнанного принципиального света
.
Для исихастов этот этап из жития Богородицы представляет чрезмерно значительным, настолько как
их собственная инициатическая практика была основана собственно на молчании, неподвижности и созерцании
. Такая ритуальная имитация качества Совершенного Человека при установленных обстоятельствах и должна вогнать к оригинальной душевной реализации. Можно выговорить, что в настоящем случае вполне правомочно изъясняться о
внутреннем "подражании Богородице" , в отличие от латинских мистических путей "подражания Христу" (Imitatio Christi), кое, на самом деле, уминать характерное иудеохристианское снижение Трансцендентного Человека до уровня Человека Совершенного.
Отождествление Богородицы со Скинией Божьей в инициатическом контексте православного эзотеризма напоминает каббалистическое толкование " Шекины ", "
Присутствия Божия ", кое слывет имманентным аспектом Бога, пребывающим в фокусе Проявленного…
Как бы то ни было "Шекина", "
бабская " сторонка Бога , рассматриваемая временами словно Его "
Невеста ", в каббалистической перспективе владеет полным-полно похожих чертяка с эзотерическим пониманием Девы Марии в православном исихазме.
Как спустя "Шекину", по утверждению каббалистов, можно достигнуть соединения с божественными мирами Сефирот, настолько спустя Богородицу и токмо спустя Богородицу в христианской реализации вероятно достигнуть обожения и стать сопричастником троического Света
.
Совершенный Человек уминать Посредник по преимуществу между тварным и нетварным, между имманентным и трансцендентным, между метафизическим Небом (и тем, что над ним) и выявленной Вселенной (землей)
. Совершенный Человек - это
ось, пронизывающая миры и сообщающая всем существам причастность к области Принципов
.
Именно эта функция характерна и для Богородицы , коя зовется "Предстательницей", "Хадатаицей" за всех живых и дохлых перед рылом Господа. Являясь
универсальной незапятнанной Природой , она домашня всему тварному, однако став избранной Богоновестой и будучи взятой "одесную" Господа ("предста Царица одесную Тебе" - Пс. 44.10) после Успения, она оказывается интимнее итого к нетварному Свету. Богородица, в православном предании, сравнивается с клещами, с подмогой коих, в видении Исайи, серафим взял угль с алтаря, чтоб коснуться им уст пророка. Угль в настоящем случае - это нетварная трансцендентная реальность, божественная натура Сына; уста, уготовленные для очищения и пророчества -тварная реальность; серафим - исполнитель Промысла. Этот прозаический цеховой инструмент становится этаким образом длиннейшим инициатическим знаком, символизирующим Богородицу.
Основные события жития Богородицы, отвечающие православным праздникам, помечают собой разные инициатические стадии душевной реализации и в православном эзотеризме приобретают метафизический резон.
Рождество Богородицы от богоотец Иоакима и Анны (6), бывших до старости бесплодной четой (подобно Абраму и Саре), эзотерически трактуется словно установка на аскетический линия, предшествующий достижению состояния очищенной Природы. Неплодность Анны видится христианским сознанием в прямиком полярной иудаизму перспективе: если иудеи находили "малочадие" и стерильность симптомом божественного гнева, то аскетическая и трансцендентально ориентированная доктрина христианства, против, усматривала в этом величайший символ "кенозиса", наградой за кой представляет обретение качества Совершенного Человека. Так, целомудренность и аскетизм Иоакима и Анны завершаются триумфальной Непорочностью Девы.
Введение Богородицы во святилище (7) выказывает метафизическую избранность Богородицы. Но она покидает Святую Святых, вытекая импульсу "расточения", добровольного отказа от душевной полноты ради облагодетельствования мира и исполнения Промысла.
Благовещение (8) представляет кульминацией внутреннего пути Пресвятой Девы, где ее качество Совершенного Человека напрямую соприкасается с зоной нетварного и трансцендентного. Архангел Гавриил благовествует: "Не дрожи Мариам: обрела бо еси благодать у Бога" (9).
Эта инициатическая благодать описывается в таковых терминах: "Дух Святой найдет на Тя и мощь Вышняго озарит Тя: темже и Рождаемое свято наречется Сын Божий" (10).
Очищенная натура, миновавшая цикл освящения покоем и молчанием Скинии, Кивота, принимает в себя нетварные энергии Троицы, получая тончайшее и окончательнейшее крещение…
После Воскресения Богородица соучаствует в апостольском служении, будучи по своей натуре тончайшей из апостолов, душевной главой их.
В Успении (11) Пречистая первой среди человечества воскресает в теле еще до Страшного Суда и восходит в небеса, к тончайшей их точке, на самую меру между тварным и нетварным, становясь "одесную" Бога. Вместе с Богородицей преображается и становится небесной вся человечья натура, и эпоха всеобщего Воскресения в тайне начинается.
Палама в одном месте сравнивает ее с Небом, а самого Христа - с Солнцем. Если в дольний жизни Дева Мария стала плотским престолом для Божественного Присутствия, объемля (как на многих иконах) младенца Христа, то после Успения она простерлась подобно Небесам, предназначающимся световым престолом роднику всякого Света, Отцу Светов.
Этот линия представляет парадигмой законченного развития всякого христианина, ходящего по стезе душевной реализации. Его стадии могут быть найдены как:
1) аскеза эффективная, война за утверждение внутреннего против наружного ("извнутри вся слава Дщери Царевы"), отвечает праведному бытию Иоакима и Анны, их аскетическим подвигам;
2) сосредоточение внимания на сердце, погружение разума в сердце - рождество Богородицы;
3) приступило созерцания, разумного делания, неподвижность, дыхательная практика, углубление в сердце - вступление Богородицы во Храм и ее пребывание в Святая Святых;
4) призывание Имени Божьего, молитва Иисусова, коя по истечении
времени оказывается услышанной, и откровенным становится божественный ответ
- Благовещенье;
5) проявление Христа в сердце, внутренняя просветленность - Рождество;
6) пресуществление собственной душевной и телесной природы, открытие внутреннего зрения (духовидчество), наука различения духов - Преображение Христа на горесть Фавор;
7) упитанное укрепление духа в нетварном Свете божественных энергий, содеянное "обожение", становление творцом - Успение Богородицы, Воскресение.
Богородица выступает в православной метафизике редкостную роль,
поскольку в ее фигуре, судьбине, функции, натуре и сверхличной личности
сосредоточен тот предел, в каком выразилась кенотическая ориентация
самого Абсолюта, словно в его трансцендентной апофатической ипостаси,
настолько и в его онтологическом проявлении. Можно выговорить, что собственно в
Деве Марии открылась со всей метафизической очевидностью Троичность
Абсолюта
… Пречистая Дева - это остатняя онтологическая грань,
где жертвенный кенотический процесс, гнездящийся в Абсолютной Возможности,
достигает полноты и совершенства... Фактически,
Дева Мария равновелика
всему Творению в его Первый День: она - Небо и Земля ,
Мать
Мира , а также
Небесная Лествица , связывающая и то и прочее...
Динамическая, силовая экспансия Света Светов повсюду, за все пределы,
охватывая и преображая собой все, и даже ничто, снисходит на избранный
сосуд, непорочную Деву, коя и уминать безусловный объект Божественной
Любви по ту палестину истории, по ту палестину человечества, по ту палестину
Неба и Земли, по ту палестину Творения и эонической вечности ангелов.
В благовещенской формуле архангела Гавриила сосредоточились все "громы Абсолюта": "Дух Святый найдет на Тя, и мощь Всевышняго озарит Тя".
Это таинство Высшего Брака, мистерия Абсолютной Любви
.
В православном эзотеризме слывет, что "Песнь Песней" Соломоновых смотрит в своем наиболее абсолютном, метафизическом измерении собственно к таинству этого Брака, Брака искупительного и спасительного.
Это Непорочная Дева говорит: "Дщери Иерусалимские! Черна я, однако распрекрасна, словно шатры Кидарские, словно завесы Соломоновы!" "Черна", потому что уминать другое, нежели сам Бог, отличное от Него по натуре. Но "прекрасна", потому что взыскует Бога, безмерно тяготеет к нему, пылко желает Возлюбленного, Отца Светов. И кенотическая Воля Абсолюта отвечает на это: "Вся ты отменна, возлюбленная моя, и пятна дудки на тебе."
Иерогамия осуществляется словно Воскресение. Тварь обожается и преображается. Тело, нательный предел Творения, просветляется Божественным Присутствием и сверхразумным образом сходит за пределы Творения. Вселенная спустя Богородицу словно бы опрокидывается вовнутрь Божественной Троицы, оказываясь более не извне, а вн