дева

дева

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА

мамаша Иисуса Христа , в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых.МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА Этимология имени «Мария» (евр. Мариам) предлагалась разная: «прекрасная», «горькая», «непокорство», «просвещающая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые припахивают предпочтение финальному значению, какое восходит к древнеегипетскому слогу и может быть вбито четырехвековым пребыванием евреев в Египте. Евангельское повествование о жизни Марии начинается с рассказа о явлении ей в Назарете архангела Гавриила , возвестившего, что она избрана Богом в качестве матери Мессии. Хотя она и была обручена с Иосифом, однако оставалась невинной, о чем говорит ее вопрос: «Как будет это, когда Я хозяина не знаю?» Ангел объясняет ей, что ее озарит могущество Всевышнего, и Мария пускает свое согласие: «Да будет Мне по слову твоему». Сразу после этого она отправилась наведать свою родственницу Елисавету, коя прежде была бесплодна и коей ангел возвестил, что она в преклонных годах родит сына – Иоанна Крестителя . Придя к Елисавете, Мария воспела хвалебную песнь – «Величит давя Моя Господа» (лат. Magnificat), напоминающую песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар 2:1-10). Когда же она вернулась в Назарет, Иосиф, проведав, что она ожидает ребятенка, вожделел ее пустить без огласки, однако пожаловавший Иосифу ангел растворил ему великую тайну. В соответствии с декретом Цезаря Августа о переписи народонаселения Мария и Иосиф (будучи из рода Давидова) отправились в Давидов град Вифлеем, где в стойле для скота Мария опросталась Иисуса. Пастухи, каким ангелы возвестили о рождении Младенца-Христа, очухались поклониться ему и застукали Марию, Иосифа и младенца, валяющегося в яслях. На восьмой задевай чадо был обрезан и получил имя Иисус, какое дал ему архангел Гавриил. На сороковой задевай Мария и Иосиф очухались в иерусалимский Храм, чтоб очиститься по Закону Моисееву и отдать Сына Господу, принеся в жертву двух горлиц или двух молодых лазурнее. При совершении этого обряда старец Симеон взял младенца на лапки и предсказал Марии ее предбудущее участие в страданиях Сына: «и Тебе Самой оружие минет давлю, – несомненно раскроются помышления многих сердец». Предупрежденный во сне о том, что Ирод желает сгубить младенца, Иосиф совместно с Марией и Иисусом мчал в Египет и оставался там до смерти Ирода. Евангелия ничего не сообщают о Марии в ступень жизни Иисуса Христа в Назарете, если не находить эпизода, случившегося, когда Иисусу было 12 лет. Родители ввергли его в Иерусалим на праздник Пасхи и, посеяв его там, три дня не могли его найти. Обнаружив его в Храме среди законоучителей, мамаша справилась, зачем он остался там, и Иисус ответил: «Мне подобает быть в том, что относится Отцу Моему» (Лк 2:49). Мария была со Христом в начале его повального служения, когда, по ее мольбе, он обратил воду в вино во час матримониального пира в Кане. Некоторое час она была совместно с ним в Капернауме. На Голгофе она стояла возле креста, и Иисус препоручил ее опекам апостола Иоанна. После вознесения Христа Мария совместно с апостолами и учениками ожидала в Иерусалиме сошествия Святого Духа, и в задевай Пятидесятницы Дух Святой сошел на них в облике огненных стилей. Никаких сведений о последующей жизни Девы Марии в Новом Завете не приводится. Согласно преданию, она одно час обреталась в Эфесе или поблизости от него, однако ее основным местом жительства был, по-видимому, Иерусалим. Считается, что она преставилась в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Основные элементы мариологии (раздела теологии, отданного Деве Марии) выработались еще в эпоху ранней патристики. Так, еще до Никейского собора (325) многие крупные божественные сочинители, включая Игнатия Антиохийского , Юстина Мученика , Иринея Лионского и Киприана, катали о роли Девы Марии в искуплении человечества. Титул «Богородица» (греч. Theotokos) был впервой официально встречен в полемике против Нестория на Эфесском соборе (431), однако сама эта концепция восходит к раннему послеапостольскому фазису. Библейским основанием этой концепции предназначался присутствующий в евангелиях двойной мотив: Иисус Христос – истинный Бог и Дева Мария – истинная Матерь Иисуса. Игнатий Антиохийский (ум. 107) писал: «Мария таскала во чреве нашего Бога Иисуса Христа в согласии с божественным планом спасения». Определение «Богородица» получил распространение после 3 в. Его использовал Ориген (ок. 185 – ок. 254), а Григорий Назианзин ок. 382 писал: «Тот, кто не признаёт Пресвятую Марию Матерью Божьей, отлучен от Божества». Несторианский тезис о том, что Мария не могла быть Матерью Божьей, поскольку она породила лишь человечье естество Христа, вытребовал прекословия со сторонки заступников христианской ортодоксии (правоверия), указывавших, что она зачала и опросталась не исключительно «естество», однако и «лицо» (личность). А поскольку Дева Мария зачала и опросталась второе Лицо Троицы, то она трескать поистине Матерь Божья. В могуществу своего божественного материнства Дева Мария превосходит своим совершенством всех тварных существ и в святости уступает лишь своему божественному Сыну. В церкви ее славят особым почитанием, означаемым греческим термином «гипердулия» (в отличие от почитания, оказываемого прочим святым, – «дулия»), и поклонением («латрия»), воздаваемым исключительно Богу. Древние божественные сочинители подчеркивали связь между божественным материнством Марии и полнотой ее благодати, усматривая подтверждение этого в приветствии ангела: «Радуйся, благодатная». По их соображению, для того, чтоб сделаться Матерью Божьей, она должна была сподобиться особого божественного благорасположения. В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается чисто логическое условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. По словам папы Пия IX (1854), «Пресвятая Дева Мария была уже в самый момент ее зачатия, сквозь незаурядный талант благодати и льготу, дарованную ей всемогущим Богом ради заслуг Иисуса Христа, Спасителя человечества, кинута незапятнанной первородным грехом». Это означает, что мамаша Иисуса Христа была предохранена от повального всему человечеству порока отчуждения от Бога, унаследованного от Адама в итоге его грехопадения. Ее независимость от греха была птицей благодатью, исключением из повального правила, льготой, коей – чисто утверждает католическая теология (в отличие от протестантской) – не было удостоено никакое прочее тварное существо. Ни у греческих, ни у латинских батюшек церкви мы не находим прямого учения о непорочном зачатии Девы Марии, вожделея в скрытом облике оно подразумевается. Отцы церкви обучали, что Мария выделялась недюжинной чистотой нравов и святостью жизни. Кроме того, Дева Мария рассматривалась чисто прямая противоположность Еве. Однако понятие о непорочном зачатии Девы Марии подобает было усвоить более толковые очертания, прежде чем стало догматом католической церкви. Особую роль в разработке этой концепции сразился Дунс Скот (ок. 1264 – 1308), кой выдвинул идею пред-искупления (praeredemptio), чтоб примирить волю Девы Марии от первородного греха с зачатием ею Христа. С непорочным зачатием Девы Марии была связана также и ее независимость от любых греховных вожделений. Освобождение от бремени первородного греха само по себе не означает восстановления изначальной целостности человека или обретения им некоего иммунитета, предохраняющего от вожделения, кои были утрачены людом после грехопадения. Хотя само по себе плотское тяга не являет греховным, оно, тем не менее, разумеет нравственный порок, эдак чисто может вести ко греху, взвинчивая страсти, кои ведут к нарушению Закона Божьего, – даже тогда, когда человек им не уступает и формально не мастерит ничего дурного. С иной сторонки, может возникнуть проблема, каким образом мамаша Иисуса Христа, будучи раздольна от искушения, могла стяжать себе заслугу пред Богом. Католичество отвечает на это, что она – в той же мере, в какой и ее Сын, – могла обратить свою волю и на прочие мишени, помимо обуздания страстей, в частности – на интрига к Богу и на упражнение в терпении, милосердии и послушании легитимной власти. Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому персональному греху. На ее безгрешность указывает атрибут «благодатная», какое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин находил, что понятие индивидуальной греховности не рименимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог. Учение о приснодевственности Марии впервой было выдвинуто в ответ на отрицание ее девственности кое-какими гностиками (в частности, Керинфом, ок. 100) и языческими критиками христианства (в частности, Цельсом, ок. 200). При этом выговор выступала о трех моментах ее девственности: зачатии Девой Марией Сына без участия дяди, рождении ею Христа без нарушения девственности и сохранении ею девственности после рождения Христа. Вера церкви в первозданное зачатие Иисуса выразилась во многих древних исповеданиях веры. В Апостольском символе веры (начало 2 в.) говорится об Иисусе Христе, «Который был зачат Святым Духом, создан Девой Марией». Библейское обоснование этого учения обнаруживается в пророчестве Исайи (7:14), какое Евангелие от Матфея причитает к Деве Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева [хальма] во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [Бог с нами]». С самого приступила христиане истолковывали это пророчество чисто глядящее к Мессии, поскольку знамение минуло. Последующее противоречие, заключающееся в предписании на то, что греческий перевод еврейской Библии (Септуагинта), выросший ок. 130 до н.э., ошибочно передала резон еврейского слова «хальма» греческим словом parthenos («дева»), а не словом neanis («молодая женщина»), в взаправдашнее час признано несостоятельным. Так же соображал этот термин и Матфей, ссылаясь на пророчество Исайи (Мф 1:23). Кроме того, в ветхозаветном слоге «хальма» означает холостую девку, достигнувшую матримониального возраста, коя – в соответствии с еврейскими моральными зрелищами – должна была удерживать девственность. Да и сам контекст спрашивает резона «дева», поскольку чудесное знамение располагало бы пункт лишь в том случае, если бы зачала и опросталась собственно дева. Все родители церкви разделяли понятие о чистом зачатии Христа Марией. Начиная с Юстина Мученика (ок. 100 – 165) все божественные сочинители единодушно отстаивали мессианскую интерпретацию пророчества Исайи, коя дается в Евангелии от Матфея и подтверждается в Евангелии от Луки. Христианская традиция подходит отдаленнее. Дева Мария не исключительно зачала без всякого плотского сношения, однако ее телесная девственность не была преступлена даже при рождении Христа. Когда монах Иовиниан (ум. 405) стал приготовлять, что «дева зачала, однако дева не родила», он был тут же осужден на соборе в Медиолане (Милане) (390) под председательством св. Амвросия, напомнившего стих Апостольского символа веры : «рожден Девой Марией». Положение о том, что ее девственность осталась неповрежденной и в момент рождения Иисуса, было включено в атрибут «приснодевственности» Марии на V Вселенском соборе в Константинополе (553). Не вклиниваясь в физиологические тонкости, древние сочинители прибегали к по-различным аналогиям, уподобляя рождение Христа из запечатанной утробы прохождению света сквозь стекло или порождению мысли человечьим разумом. В энциклике Mystici Corporis (1943) Пий XII описывал Деву Марию чисто «Ту, Которая дала чудесное рождение Христу, Господу нашему». Считается, что Мария оставалась невинной и после рождения Христа. Учение о девственности post partum (после родов), отрицавшееся в древней церкви Тертуллианом и Иовинианом, безапеляционно защищалось в христианском правоверии, в итоге чего был выкован термин «приснодевственная», закрепленный на V Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с 4 в. общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой опросталась, девой осталась». Достоверных доказательств сравнительно времени, места и обстоятельств смерти Девы Марии не сохранилось, однако факт ее смерти был признан древней церковью. Ефрем, Иероним и Августин находили этот факт очевидным. Однако Епифаний (315–403), кой внимательно изучил все водящиеся родники, пришагал к заточению, что «никому не ведомо, каким образом Она покинула этот мир». Хотя это тезис догматически не закреплено, однако большинство нынешних теологов верует, что Дева Мария преставилась. Они признают, что она не была подвержена закону смертности – в могуществу своей воли от первородного греха, однако почитают, что телесность Девы Марии должна была быть аналогичной с телесностью ее Сына, кой позволил себя умертвить ради спасения людей. В 1950 папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив линия дольний жизни, была взята телом и душой в небесную славу...» Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двойственной традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с пухлым единодушием установил эту догматическую истину в качестве части вероучения. Отцы церкви трех первых веков почитай не обсуждали тему вознесения Девы Марии. Отсутствие практики поклонения ее мощам, озабоченность христологическими диспутами, а также – упоминания о вознесении Богородицы в апокрифических сочинениях позволяют истолковать причину молчания древней церкви об этом объекте. Евсевий Кесарийский складывал в своей Хронике , что «Дева Мария, Матерь Иисуса Христа, была взята на небеса, что, сообразно немалому числу беллетристов, было разинуто нам Богом». Литургическим подтверждением этого учения предназначается тот факт, что папа Григорий I (590–604) назначил 15 августа днем празднования вознесения Девы Марии на небеса, заменив этим праздником праздновавшееся ранее успение Богородицы. Теоретические основания, на коих родители церкви и позднейшие теологи строили учение о нетленности и преображении тела Девы Марии, черпаны из Откровения. Поскольку она не была подвержена греху, ее плоть не должна была подвергнуться тлению. Ее божественное материнство устанавливало телесную и душевную связь между ней и Христом, а ее соучастие в искупительном подвиге ее Сына предполагало отвечающую причастность к плодам искупления, вводящим в себя прославление тела и дави. С ролью Марии чисто Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человечьим. Однако в этом посредничестве водятся два аспекта, кои вытекает различать. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария опросталась Спасителя, кой трескать родник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству. Однако лишь вероятным и позволительным вытекает находить соображение, сообразно каком


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Hosted by uCoz